Суббота, 27.04.2024, 07:19

Рыбновский районный Детско-юношеский Центр туризма

Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Приложения

 Приложение №1. 

Критерии оценки представленных работ:  

·      соблюдение основных структурных положений при защите исследования (мотивация выбора темы, цели и задачи, методы (приемы) исследования, краткая характеристика источников и литературы);

·      логичное и эмоциональное изложение содержания;

·      оригинальность формы представления исследования;

·      свободное владение представленным материалом;

·       аргументированность выводов;

·      умелое использование наглядности.

Приложение №2.

О подготовке докладов и сообщений на районную краеведческую конференцию.

       ТЕМОЙ ДОКЛАДА или сообщения называется предметно-описательная сторона его содержания, в отличии от идейно-оценочной стороны. СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ означает сказать, о чем , о каком явлении, предмете идет речь в сообщении. В научно-исследовательской работе совершенно недопустимо помещать идею, посвящение и т.д., как обычно допускается в литературно-художественных произведениях. Так же академическая традиция запрещает использование в названии работы образных выражений, ведущих к неточному толкованию темы, как это допустимо в газетных или журнальных статьях.

       В каждом исследовании имеется ПРОБЛЕМА - основной вопрос, на который автор ищет ответ. Проблема не поддается решению целиком и сразу, поэтому в работе ее необходимо расчленить на частные вопросы, разрешаемые автором последовательно или параллельно. Решить исследовательскую проблему - значит достичь цели исследования. Это значит, что цель работы  и  есть планируемый результат, итог.

      Сообразно вопросам, формулируются и ЗАДАЧИ РАБОТЫ, т.е. частные промежуточные цели, реализуя которые, автор достигает конечной цели исследования. Общеустановленные требования к научному исследованию обязывают автора работы выдвигать гипотезу - предположение, какое решение может иметь проблема. Допустимо несколько гипотез, из которых лучшей будет наиболее обоснованная. Хорошая рабочая гипотеза всегда строится на достоверно известных фактах, установленных закономерностях, на исследованиях ,проведенных ранее по смежным проблемам.

       В результате исследования хорошо осуществить проверку гипотезы. Она оказывается верной либо полностью, либо частично. Даже неподтвержденная гипотеза уже является определенным научным результатом, говорящим о несостоятельности того знания, на котором она была основана.

       Если темой является описание и ввод в научный оборот ранее неизвестных или неопубликованных явлений, фактов, событий, имен, то гипотезы в данной работе необязательны.

       Большую роль в поисково-исследовательской работе играет БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Это учреждение, регион, организация, где она проводится. ОБЪЕКТОМ РАБОТЫ может быть выбрана любая реальность, отвечающая тематике работы секций - организация, люди, их деятельность, свойства, процессы, состояния, отношения явлений и т.д. ПРЕДМЕТОМ ЖЕ РАБОТЫ является то, что автор выделяет и изучает в объекте.

       Работы, представляемые на конференцию, выполняются по тематике работы секции, указанной в Положении. Естественно, при этом не исключается, а приветствуется индивидуальный подход к выбору темы, ее корректировка с учетом сил и возможностей автора. Исходя из всего вышеизложенного, оргкомитет предлагает:

n     выбирать тему, сообразуясь с интересом автора к ней;

n     выбирать тему по силам, не хвататься за привлекательную, но непосильную или слишком необъятную тему.

       После выбора темы начинается ПОДГОТОВКА РАБОТЫ. Недопустимо простое переписывание и пересказывание уже опубликованных работ по краеведению, этнографии, археологии. Часть работы, носящей исследовательский характер, должна строится на материалах, собранных автором. Речь идет об использовании в исследовательской работе новых, неопубликованных фактов, явлений, процессов, имен, ввод в оборот неопубликованных архивных данных коллекций вещей местных и школьных музеев и т.д.

       Поиск и применение опубликованной литературы используется для сравнения аналогии, противоречий, поиск допущенных ошибок, неточностей и т.д.

       План работы может развиваться параллельно с изучением опубликованных источников и корректируется во время выполнения работы. При цитировании опубликованных исследований автор встречается с неудобством, приводя цитату, он "тащит” в свою работу мысль другого исследователя. Стараясь перенести в работу побольше чужих цитат, исследователь зачастую перегружает работу лишними и бесполезными сведениями, не имеющими прямого отношения к рассматриваемой проблеме. Отсюда работа получается многословной и нестройной - одно изложено слишком подробно, а другое не раскрыто, хотя в плане  обозначено.

       Для поиска необходимых публикаций автор должен уметь пользоваться алфавитным и систематическим каталогами библиотечного фонда. Желательно как можно полное знакомство автора работы с библиографией и выводами из работ других исследователей, поднимавших подобную тему.

       Материал готовой работы концентрируется в ГЛАВНОЙ ЧАСТИ, которой дается обрамление - ВВЕДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

       Во ВВЕДЕНИИ автор обосновывает выбор темы, приводит аргументы в защиту ее актуальности, теоретической и общественной значимости, объясняет свой интерес к теме, доказывает свои возможности в ее разработке. Во введении характеризуется база исследования, указывается проблема, цель, задачи, предмет и методы исследования. Введение занимает не более 5% общего объема работы. Во вступлении к основной части допустимо дать краткий обзор публикаций по теме.

       ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ работы должна быть целостной по содержанию представлять собой изложение вопросов от исходных  положений до выводов. Она может делиться на равнозначные части, которых может быть несколько. В работе разрешается производить оцифровку главной части, где параграфы обозначаются арабскими цифрами через точку, например индекс 1.3 следует расшифровать   в работе как "первый параграф, третий пункт”.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ работы также традиционно. Если в конце каждой главы основной части  содержались частные выводы, то здесь должны быть сделаны выводы в целом по работе. Выводы сопоставляются с обозначенной во введении целью. Автор показывает, насколько она реализована и чего не удалось достичь. Объем заключения меньше, чем объем введения.

      Что касается самой текстовой части работы, то здесь необходимо соблюдать следующие рекомендации. Не надо чрезмерно увлекаться цитированием, так как обилие цитат делает текст работы пестрым и неудобным для чтения. Если все-таки цитирование необходимо для проблематики работы, то можно применять и КОСВЕННОЕ ЦИТИРОВАНИЕ без кавычек - т.е. краткий пересказ и перефразирование чужих идей и мыслей. При косвенном цитировании можно опускать несущественные места оригинала, вносит некоторые изменения в тексте его, не искажая сути. В косвенном цитировании обязательно делается ссылка на автора, например: "А.И ИВАНОВ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ЭТО ЯВЛЕНИЕ КАК ...” или "ПО МНЕНИЮ А.И.ИВАНОВА ...”

       Однако, основной принцип научной этики ставит одно категорическое условие - не выдавать чужих мыслей и рассуждений за свои, не заниматься плагиатом.

       Используя работы ученых, краеведов и просто своих предшественников необходимо правильно оформлять ССЫЛКИ (при косвенном цитировании) и СНОСКИ (при прямом цитировании). Сноски возможно делать постранично, вынося библиографическое описание книги на нижнюю часть страницы под основной текст или вводить сквозную нумерацию сносок по всей работе, Тогда позади цитаты ставится порядковый номер сноски, а сноски под той же нумерацией выносятся в конец работы после заключения.

       О книге даются следующие сведения: фамилия автора, его инициалы, полное название книги, подзаголовочные данные, если они имеются, место издательства, год издания, число страниц, страница , откуда взята цитата. Например: Деникин А.И., Путь русского офицера, М., Современник, 1991.- 300 с., с. 12. (Необходимо помнить, что лишь Москва и Санкт-Петербург обозначаются в месте издательства сокращением, все остальные места  издательства пишутся полностью).

       Принципы научной этики требуют от докладчика, когда он впервые упоминает в устном выступлении имя ученого или исследователя, назвать его полностью: имя, отчество, фамилия. При дальнейших ссылках на него достаточно упоминание одной фамилии.

       Из характерных текстовых ошибок оргкомитет обращает внимание на четкую терминологию. Наука стремится к однозначности терминологии, которая является показателем зрелости и подготовленности автора. Используя термины науки, автор должен сам четко знать, о чем идет речь.

       Особенностью научной терминологии являются и СОКРАЩЕНИЯ СЛОВ, допустимые в тексте, и АББРЕВИАТУРЫ. Общеупотребительные сокращения, оговоренные официальными документами, используются в тексте работы без оговорок.

       К работе может прилагаться иконографический материал, таблицы, схемы, иллюстрации и документы, не входящие в текст. Разумнее оформлять их в приложении к работе и выносить после заключения. Если это необходимо в основном тексте работы, можно делать ссылки на приложение.

       Работа завершается СПИСКОМ ЛИТЕРАТУРЫ. Лучше список литературы располагать в алфавитном порядке по первым буквам фамилии авторов или заглавий (если книга не имеет автора, написана большим коллективом и прочее).

        Когда доклад или сообщение готово, необходимо выслать его краткое описание - тезисы в оргкомитет. В отличии от доклада на тезисах титульный лист не оформляется, а все данные помещаются на первом листе перед началом основного текста.

        Для докладов, представляемых на конференцию, необходимо правильно оформить титульный лист. На нем размещается в следующем порядке: название секции, название работы и ее категория, имя и фамилия автора, место его учебы, название краеведческого объединения, где он занимается, фамилия, имя, отчество (полностью)   научного руководителя работы, место его работы, занимаемая должность.

       Все работы учащихся по видам можно разделить на несколько категорий:

n     РЕФЕРАТ - работа, основанная на сопоставлении в основном опубликованных источников, где дается анализ, указываются противоречия и "белые пятна” в уже казалось исследованном материале;

n     НАУЧНО-ПРОБЛЕМНАЯ РАЗРАБОТКА - работа, где на основе анализа уже опубликованной литературы и источников, автор выделяет еще не рассмотренные авторами проблему, формулирует ее, показывает ее актуальность, предлагает ряд гипотез;

n     ИНФОРМАТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ - в работе содержится информация описательного характера, вводящая еще неопубликованные материалы, факты, коллекции вещей, источники;

n     НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - работа, основанная на практике, лабораторных или полевых экспериментах, позволяющая рассмотреть или отвергнуть какую-то общепринятую гипотезу.

       Жюри предъявляет к заслушанным работам следующие критерии:

n     наличие в работе или сообщении научно-исследовательского поиска автора или представляемого им коллектива;

n     новизна и оригинальность исследования;

n     научность сообщения, правильность использования методов и подходов к изучению темы, знание терминологии и опубликованной по теме литературы, глубина и содержательность работы;

n     правильное оформление работы, наличие ссылочно-справочного аппарата, соблюдение научной этики;

n     форма подачи материала, умение донести свои идеи до понимания  аудитории и жюри, умение отвечать на вопросы, ориентация в избранной теме, использование в докладе иллюстративно-технических средств: аудио- и видеозаписей, кинофильмов, слайдов и т.д. и качество их использования.

         Одним из конкурсных видов программы конференции является выставка материалов работы школьного музея, краеведческого объединения, кружка или клуба.

         Оргкомитет напоминает , что выставка должна отражать работу объединения, кружка или клуба в течение последнего года. Это означает, что совершенно необязательно привозить на конференцию  все фонды школьного музея или объединения. Достаточно альбома или раскладушки, или научно-исследовательских работ, сделанных участниками в текущем году. При оформлении выставки важно учитывать  и законы экспозиции - общие правила размещения выставочных материалов так, чтобы они были удобны для просмотра, выгодно были представлены. Допустимо поместить у витрин пояснительные таблички.

         Необходимо  продумать и интересный рассказ об экспозиции, подготовить экскурсовода, который эмоционально и грамотно представит жюри работу объединения и представленные экспонаты.

         В оценке выставочного материала жюри придерживается следующих критериев:

n     новизна и необычность представленного материала;

n     правильность размещения экспозиции;

n     содержание выставки;

n      рассказ экскурсовода о представленных на выставку материалах.

          Оргкомитет предлагает ряд рекомендаций общего характера, касающегося содержания докладов   по направлениям работы секций.

          "ЭТНОГРАФИЯ” - не следует смешивать или пытаться совмещать научную конференцию и фестиваль вокально-музыкальных коллективов, исполняющих народные песни, танцы и частушки. В секции "Этнография” должен предоставляться материал прежде всего раскрывающий этнографию, как вспомогательную научную историческую дисциплину с ее предметом и методами научного исследования. Внесение исполнительской тематики допустимо как иллюстрированный материал, несущий вспомогательную роль, позволяющий лучше понять смысл научного поиска. Особенностью сообщений по этой секции должно быть как можно больше описательных работ, сделанных во время этнографических экспедиций, их осмысление, аналогии с теми явлениями, которые уже известны по опубликованным источникам.

         Таким образом, тематика докладов может включать в себя изучение народных костюмов конкретно взятых сел, особенностей жилищ, хозяйственных сооружений, фольклора, народных промыслов, топонимики, обрядов, заклинаний, поверий, ритуалов.

         "АРХЕОЛОГИЯ” - на этой секции традиционными являются сообщения новых материалов, полученных в ходе проведения изыскательских работ летних экспедиций и археологических лагерей. Поскольку обрабатывать материалы исследований за два-три месяца невозможно, оргкомитет предлагает рассматривать   в сообщениях материалы предшествующего сезона, когда материалы уже обработаны и отчет написан. Содержание сообщения или доклада от этого только выиграет. Для тех же участников, которые не имеют возможности выезжать на полевые работы, оргкомитет рекомендует выбрать научно-практические разработки, связанные с экспериментальной археологией, описанием археологических коллекций школьных музеев, обследованием современного состояния археологических памятников и степень их разрушения в пределах конкретного села, поселка, деревни.

         Краеведческие секции "НАШИ ЗЕМЛЯКИ”, "ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ”, "ПАМЯТНИКИ РОССИИ” представляют просто благодатную и неисчерпаемую кладовую для поисковой и исследовательской работы. Интересные личности наших земляков, их интересные судьбы, события, факты из давней и не очень давней истории ваших родных мест, ускользнувшие от маститых взрослых исследователей, история боевого пути ваших земляков - участников войны, история монументов, некрополей, храмов и т.д. - все это может стать основой прекрасной исследовательской работы для конференции.

         В секции "ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ” лучше представлять работы о жизни и творчестве писателей, связанных с Рыбновским районом, связях литературных героев и описываемых в произведениях событий с конкретными историческими местами Рыбновского района. Особое внимание следует уделять современному литературному процессу, происходящему в районе, в селе.

Приложение №3.

 

Образец оформления титульного листа

исследовательской работы.

 

Всероссийское туристско-краеведческое движение

«Отечество» - 2011

 

 

СЕКЦИЯ "ЭТНОГРАФИЯ”

 

 

 

Тема: «ИЗ ИСТОРИИ МИХАЙЛОВСКОГО КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ»

 

 

категория: научно-практическая разработка

 

 

Автор: Вениаминова Мария Александровна,

учащаяся 8 класса средней общеобразовательной

школы №8 г.Михайлова, краеведческое

 объединение «Феникс», Михайловский ДДТ

390456 Рязанская область, г.Михайлов,

ул.Прибрежная, д.8, кв.15, д.тел.5-487

 

 

Научный руководитель: Степашкин Игорь Иванович,

  педагог дополнительного образования

ДДТ г.Михайлова, кандидат исторических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г.

 

Приложение №4

ЗАЯВКА

на участие в районной краеведческой конференции

1. Направляющая организация (учреждение образования, краеведческое объединение и т.д.)__________

2. Фамилия, имя, отчество участника (полностью)__________________________

3. Школа (полное и правильное наименование)____________________________

4. Класс______________________________________________________________

5. Почтовый адрес с индексом учреждения образования_____________________

6. Название краеведческого объединения (если имеется)_____________________

7. Дата рождения (число, месяц, год) участника____________________________

8. Паспортные данные (Свидетельство о рождении) серия___________________

№_______, кем выдан  ________________________________________________

9.Домашний адрес с индексом __________________________________________

____________________________________________________________________

10. Домашний телефон или телефон школы (указать код)____________________

11. Секция __________________________________________________________

12. Тема исследовательской краеведческой работы ________________________

13. Фамилия, имя, отчество научного руководителя (полностью), научное звание (если имеется), занимаемая должность, место работы, домашний адрес с индексом, контактный телефон __________________________________________

14. Необходимые технические средства для демонстрации наглядного материала: компьютер, видеомагнитофон, телевизор (подчеркнуть).

 

 

 

Подпись руководителя

направляющей организации

________________________

 

М.П.


Приложение №5

Положение об атрибутировании краеведческого объекта

Музейная атрибуция - описание предмета музейного значения по определённым, установленным правилами параметрам - признакам предмета. Атрибуция музейного предмета -исследовательский метод в музейной практике, близкий к составлению инвентарного описания.

Цели и задачи:

-          закрепление у участников основ вещеведения: умения рассматривать и правильно описывать музейный предмет, оценивать его значимость в контексте определенной исторической эпохи;

-          выявление у учащихся знаний «азов» музейной терминологии, общей краеведческой эрудиции;

-          закрепление у школьников умения чётко, ясно, отмечая характерные особенности  и  детали, «прочитывать» музейный предмет (и - р, что может рассказать старая чашка, фотография и т.д.).

Порядок проведения конкурса Участникам предлагается для описания один музейный предмет; вещевой, документальный (письменный), изобразительный или природный объект. В течение одного академического часа (45 мин) они должны осмотреть, правильно назвать и грамотно музеезедчески атрибутировать предложенный музейный предмет или природный объект (заполнить унифицированный «Паспорт предмета музейного значения»). Описание музейного предмета или природного объекта осуществляется  строго по определённым, установленным музейными правилами параметрам:

•    название; 

•          автор (по возможности);

•          материал, техника изготовления, декор;

•          форма, цвет, размер и вес (по возможности);

•          подлинность (копия);

•          сохранность, индивидуальные   приметы (наличие   автографов, надписей, повреждений, особых отметок);

•          датировка (указать эпоху);

•          возможное применение (функция).

Конкурс оценивается следующим образом: 2 балла по каждому параметру - при наличии полного и правильного ответа, соответствующего предъявляемым' требованиям; 1балл - частичное соответствие требованиям; 0 баллов - отсутствие правильного ответа, несоответствие предъявляемым требованиям.

Наибольшее количество набранных баллов в данном конкурсе - 16.


Предъявляемые требования:

- название пишется как существительное в именительном падеже (например, нож солдатский, кольцо дня салфеток и т.п.);

- материал и техника изготовления пишутся в именительном падеже (например, бумага, картон, кожа, металл; масло, печать, штамповка, чёрные чернила, травление, резьба по дереву и т.п.);

- размер в сантиметрах даётся для листового материала (рисунок, рукопись, фотография и т.д.) сначала обязательно по вертикали, затем - по горизонтали;

- знание и правильное употребление музейной терминологии (например, сохранность полная или неполная; утраты: надрывы, замины, пятна и т.п.);

- тексты не должны содержать эмоциональных характеристик.

При общем подведении итогов особо учитываются индивидуальные результаты участников по данному конкурсу.